МОУ СОШ №14 г.
Кузнецк Пензенская область
|
|
Школу
делает школой учитель. Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться. От того,
какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в
целом. Диаграммы. 1. Оценка обучающимися степени удовлетворения их физиологических потребностей в школе 62,2% (496 чел.) опрошенных подтвердили, что обычно в школе в течение учебного года у них было хорошее настроение. 83% (662 чел.) имели в школе в течение года нормальное самочувствие. 38,2% (305 чел.) удовлетворены качеством школьного питания в прошедшем учебном году. 68,6% (547 чел.) испытывают страх и стеснение при пользовании школьным туалетом. 2. Отношения с учителями 68,1% (543 чел.) утверждают, что все учителя разговаривают с ними нормально, без оскорбительных выражений. 53% (423 чел.) утверждают, что когда во время урока им бывает трудно справиться с заданием, они часто получают помощь и поддержку от учителей. 72,5% (578 чел.) полагают, что когда они стараются учиться лучше, учителя, как правило, это замечают. 45,7% (365 чел.) готовы при возникновении у них затруднений или проблем в школе обсудить их с классным руководителем/ Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции. Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе. Педагогические операции: 1. Выбор пластической позы. Поза, которую принимает человек,
содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной
расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что
невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80%
информации. 2. Подача информации с позиции «МЫ» Реализация этой операции становится
возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и
терминологического. Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции. 1. Демонстрация расположенности. Это так называемое зеркальное
отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность,
расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих
людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его
положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все. 2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы. Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения. 3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми. Третья функция « возвышение» ребенка 1. Просьба о помощи В целях создания положительной
репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя,
свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем
самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три
положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной
для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма
обращения должна быть этически выдержанной. 2. Поддержание оптимистического рубежа Оптимизм – это радость жизни, это
надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте. Немало важное место в создании
психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает
о том, какую оценку он получит. А сколько запретов мы выставляем
своим ученикам? · нельзя не работать · и нельзя посягать на интересы другого человека. В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он отвлекает учителя и других учеников, а значит, доставляет неудобства, посягает на их интересы. Если но не готовит домашнего задания – он не работает. Приходит без сменной обуви – приносит в помещение грязь, которая, высыхая, превращается в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д. Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества. Помните и никогда не забывайте!!! - Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение - Самый приятный звук для человека – это его имя. - Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек» - Не сравнивайте успехи отдельных учащихся - Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть. - Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. - Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя. |
|